В настоящее время можно различить четыре основных стиля японского каратэ. Все они образовались до второй мировой войны.
Стиль, основанный Фунакоси, получил название сетокан и под этим
названием существует с 1936 года, хотя его формирование произошло
гораздо раньше. Сето — это литературный псевдоним Фунакоси, означающий
«сосны и волны», поэтому термин «сетокан» может переводиться как «дом
Сето» или как «дом сосны и волны». Эмблема стиля — красный круг (символ
солнца), охваченный белым полумесяцем, означает единство двух
противоположных начал мироздания — ян и инь, солнца и луны. Сетокан
формировался на основе сюри-тэ и является его адаптированным вариантом.
Демонстрировать сетокан Фунакоси начал с 1917 года. Его основополагающий
принцип: атака в каратэ не имеет преимущества, каратэ — не есть оружие
агрессии. Этот принцип не только проповедует идею гуманности, но и
содержит прямой практический смысл: в момент атаки рука или нога
нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена
мощным блоком или контрударом.
Второй принцип Фунакоси: в каратэ не нападают первыми, в каратэ бьют
первыми. Если противник решил напасть, то нужно нанести удар первым;
агрессия начинается раньше, но контратака опережает атаку.
На базе техники стиля сетокан сформировался стиль вадо-рю. Его
основатель Оцука Хиронори. Вадо-рю означает «путь мира». Название стиля
не случайно, как не случаен и белый голубь мира и гармонии,
соседствующий на эмблеме стиля со сжатым кулаком. Оцука отказался от
бескомпромиссной жесткости стиля Фунакоси, идущей от традиций
окинавского каратэ, и уделил первоочередное внимание вопросам
духовности. Оцука считал, что истинное предназначение боевых искусств
состоит не в насилии, а в том, чтобы добиваться мира и гармонии.
Тренировки в вадо-рю, в первую очередь, посвящены развитию и
совершенствованию определенного состояния разума. Разум должен быть
живым и в экстремальной ситуации реагировать на окружающую
действительность без колебаний. Главным качествами каратэка должны быть
внутренняя уверенность и спокойствие характера, самоконтроль и уважение к
окружающим, истинная гуманность в отношениях с людьми. Оцука отказался
от усиленной подготовки ударных поверхностей рук и ног в процессе
тренировок, считая шлифовку технических приемов пустой тратой времени и
сил. Благодаря особому вниманию, уделяемому вопросам духовности, вадо-рю
считается самым японским по своему внутреннему содержанию из всех
стилей каратэ-до.
Система годзю-рю была основана Мияги Тодзюном на базе одного из
направлений окинавского каратэ-наха-тэ. Мияги в течение тринадцати лет
обучался у основателя наха-тэ, одного из самых знаменитых мастеров
своего времени Хига(си)онны Канре. Окончательное оформление каратэ
годзю-рю произошло в 1927-1928 годах, когда Мияги стал преподавать
собственное направление каратэ в императорском университете в Киото. В
результате подвижнической деятельности Мияги каратэ было официально
признано одним из видов боевых искусств Японии и в 1933 году принято в
Бутокукай (ассоциацию воинских искусств Японии). Слово «годзю» в
буквальном переводе означает «твердое-мягкое», но в философском смысле
является символом сочетания двух противоположных начал, по типу
китайского «инь-ян». Таким образом, годзю-рю представляет собой
традиционную школу окинавского каратэ, техника которой состоит из
сочетания жестких и мягких, медленных и быстрых движений, совмещенных с
глубоким брюшным дыханием. Для годзю-рю характерны мягкие блоки,
сохраняющие силу бойца для последующей атаки, серии скоростных ударов и
большое количество уходов в сторону. В середине 30-х годов ХХ века
ученик и соратник Мияги — Ямагути Гогэн — адаптировал наставления и
методики учителя применительно к традициям японских воинских искусств. В
1935 году Ямагути ввел в практику обучения новую форму парной работы —
дзию-кумитэ, то есть свободный поединок, в котором ученики могли
продолжать отрабатывать технику. Впоследствии эта форма спарринга
послужила основой для формирования спортивного направления каратэ-до,
господствующего в мире после второй мировой войны.
В 1930 году окинавский мастер Мабуни Кэнва основал стиль сито-рю. В
этом названии использованы иероглифы, входящие в фамилии двух знаменитых
наставников, у которых занимался Мабуни, — Хига(си)онны по стилю
наха-тэ и Итосу Ясуцунэ по стилю сюри-тэ. Сито-рю в основном жесткий
стиль, хотя и не отказывается от мягкости, присущей годзю-рю. В сито-рю
большое внимание уделяется освоению оружия (раздел кобу-дзюцу), в
основном традиционного — бо, сай, тонфу, кама и нунтяку.
Комментарии: