Это боевое искусство сформировалось на острове Окинава, который
находился на пересечении торговых путей и на протяжении долгого периода
времени был предметом территориальных и политических притязаний как со
стороны Китая, так и со стороны Японии, политическое и военное давление
которых на маленькое островное государство с каждым десятилетием
становилось все более ощутимым.
В 1372 году правитель Окинавы признал вассальную зависимость острова от
китайского императорского двора династии Мин, после чего китайские
военные и гражданские миссии обосновались близ крупнейших городов
острова – Сюри, Томари и Наха.
Помимо внешней опасности, большие неудобства жителям острова приносило
постоянное соперничество трех княжеств – Хокудзан, Чудзан и Нандзан. Оно
завершилось в 1429 году, когда правитель Чудзана Се Хаси объединил
остров, завоевав в междоусобной войне два других княжества. Чтобы
избежать массовых проявлений недовольства, Се Хаси издал запрет на
ношение оружия жителями острова, за исключением высшей знати и
правительственных чиновников.
Оставшиеся беззащитными перед чиновничьим произволом крестьяне и
ремесленники обратились с призывом о помощи к мастерам рукопашного боя,
который назывался окинава-тэ.
Окинава-тэ представляло собой синтез местных разновидностей кулачного
боя с китайским цюаньшу и японскими бу-дзюцу, которые были привнесены на
остров эмигрантами из этих стран.
В 1477 году Се Син, следующий правитель Окинавы, издал указ не только о
запрете на ношение оружия, но и на тренировочные занятия по системе
окинава-тэ, что означало переход к подпольному развитию боевого
искусства.
Островитяне оказались беззащитными перед террором пиратов и местных
разбойничьих шаек, и их интерес к методам рукопашного боя без оружия
возрос.
В 1609 году японский князь Симадзу Иэясу из клана Сацума высадился на
Окинаве с трехтысячным войском. Небольшая окинавская армия была разбита,
а собрать ополчение не удалось. Остров был оккупирован, и началась так
называемая «охота за мечами» (катана гири). Во главе очагов
организованного сопротивления стояли мастера окинава-тэ. Тайные группы
собирались для изучения и совершенствования приемов рукопашного боя в
горных пещерах или глухих зарослях. С тех пор окинава-тэ стали именовать
«школой в зарослях».
Так как окинавские крестьяне и ремесленники были лишены возможности на
равных, с оружием в руках сопротивляться японцам, они сделали грозным
оружием собственные руки и ноги. Техника окинава-тэ позволяла голыми
руками разбивать панцири и шлемы самураев, кончиками пальцев протыкать
вражеские тела. Принцип окинава-тэ гласил: «Поднял кулак – убей», то
есть в реальном поединке с врагом нужно было либо победить, либо
умереть. Самурай был защищен доспехами и вооружен мечом, поэтому
решающим мог быть только один мощный сокрушительный удар (атэми),
направленный в наиболее уязвимое место.
В окинава-тэ ставка делалась на поставленный удар – таран, который мог
бы при необходимости пробить любой доспех, привести к тяжелой травме или
смертельному исходу для противника.
Необходимость приблизиться к противнику для проведения решающей атаки,
избежав удара его меча, привела к разработке техник блокирования и
тактики ведения боя на оптимальной дистанции. От бойца требовались
повышенная координация движений, гибкость и отменная акробатическая
подготовка.
Еще до японской оккупации на Окинаве присутствовали мастера китайского
кулачного искусства (цюаньшу) из числа эмигрантов и военных советников.
Обучение местного населения китайским боевым искусствам началось с 1392
года, когда в Кумэмуру на Окинаве прибыло около сорока семей из Китая. В
начале XVII века в Китай отправились посланцы с Окинавы, чтобы перенять
боевой опыт у местных мастеров. Так на Окинаве, а затем и в Японии
появился термин «кэмпо» – именно таково японское прочтение китайских
иероглифов «цюаньшу». Понятием «кэмпо» стали обозначать окинавские стили
рукопашного боя.
C 1629 года боевое искусство Окинавы именовалось «тэ» или «тотэ», «
континентальная рука», что указывало на слияние техники окинава-тэ и
цюаньшу. К концу XVII века на Окинаве появилась техника куминай-дзюцу,
создателем которой был Ко Сокун (китайское имя Гун Сянцзун), изучивший
кулачное искусство в Шаолиньском монастыре и прибывший на Окинаву с
несколькими учениками. Эта техника привнесла в тотэ (тэ) формальные
упражнения – ката.
С конца XVIII века на Окинаве сформировались три центра искусства тэ
близ трех крупнейших городов, где были обширные китайские колонии,
представительства и миссии. Ветви тэ стали подразделяться по названиям
городов: сюри-тэ, томари-тэ и наха-тэ. Тогда же мастер Сакугава впервые
ввел термин «каратэ» в название своей школы – каратэ-но сакугава.
Первоначально иероглиф «кара» использовался в смысле « страна на
материке», то есть Китай.
Следовательно термин «каратэ» нужно было понимать как «китайская рука».
Во многом он был тождествен термину «тотэ», так как иероглиф «то»
означал китайскую династию Тан, а полная смысловая нагрузка иероглифа
«кара» расшифровывалась как «Великий Китай династии Тан».
Ученик Сакугавы Сокон Мацумура после нескольких лет пребывания в Китае в
начале 30-х годов XIX века создал школу сериндзи-рю гококу-ан каратэ
(«каратэ стиля Шаолинь для защиты отечества»). На ее основе
формировались все последующие окинавские стили и школы. А еще через
полвека термин «тэ» был окончательно заменен на «каратэ».
К исходу XIX века образовались два ведущих направления традиционного
окинавского каратэ: серин-рю в результате смешения стилей сюри-тэ и
томари-тэ, а серэй-рю на основе наха-тэ и томари-тэ. Серэй-рю
переводится как «школа просветленного духа», а серин-рю – как «школа
Шаолиня».
Упоминание в названии школы Шаолиньского монастыря подчеркивает ее
родословную связь с китайскими цюаньшу, и, в частности, с шаолиньцюань.
Техника серин-рю базируется на более высоких стойках, чем в прочих
японских стилях, что обеспечивает большую подвижность в бою. Техника
серэй-рю основана на шаолиньских комплексах «пяти животных» (тигра,
леопарда, журавля, дракона и змеи), развивающих специфические качества
бойца, в том числе его психофизическую устойчивость. Большое значение в
серэй-рю придается развитию и мобилизации внутренней энергии ки через
постановку особых форм дыхания, а также освоению шести видов холодного
оружия – шеста (бо), трезубца (сай), рычага (тонфа), серпа (кама),
«когтей» (тэко) и нунтяку.
До 70-х годов XIX века открытое преподавание каратэ было невозможно, так
как находилось под запретом властей и развивалось в условиях подполья.
Реставрация Мэйдзи 1868 года открыла новую страницу в истории каратэ. В
1901 году каратэ в виде эксперимента вводится в программу обучения
некоторых учебных заведений на Окинаве в качестве предмета,
направленного на совершенствование физических качеств учащихся. Первым
мастером, открыто преподававшим каратэ, был Итосу Ясуцунэ.
Первое показательное выступление на Окинаве провел в 1902 году Фунакоси
Гитин. Он же вместе с другими посланцами Окинавы в 1917 году выступал во
дворце Бутокудэн в Токио. После демонстрации на первой общенациональной
атлетической выставке в Токио в 1922 году каратэ стало распространяться
по всей Японии, при университетах создавались клубы каратэ.
Боевое искусство на Окинаве формировалось в значительном отрыве от
религиозной и философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо
прикладного характера. Характерными особенностями каратэ стали простота и
надежность, предельный рационализм в действиях и ударно-силовой
характер техники. Если в эпоху средневековья каратэ служило средством
выживания, то в ХХ веке акцент с искусства убивать был смещен на
духовное самосовершенствование личности. Большая заслуга в этом
принадлежит мастерам Итосу и Фунакоси. Фунакоси называют отцом японского
каратэ-до, так как именно он не только значительно модифицировал
традиционное окинавское каратэ, но и привнес его на почву культурных
традиций Японии.
Еще в начале ХХ века существовал термин «каратэ-дзюцу», то есть
«искусство китайской руки». В 1905 году мастер Томо Ханасиро предложил
заменить иероглиф «кара» в значении «китайский» на созвучный ему в
значении «пустой». Впоследствии Фунакоси обосновал эту замену. «Пустота»
подразумевалась в значении «бескорыстность» и передавала внутреннюю
очищенность и отсутствие эгоистических устремлений у адепта каратэ
(каратэка). «Пустая рука» имела и прямой смысл: означая искусство
проведения приемов невооруженной рукой. Был добавлен к названию и
иероглиф «до» (путь), смысл которого заключался в перенесении внимания
внутрь себя. Каратэка должен на пути тренировок, медитаций и
самопознания заново воссоздать себя в гармоничном единстве с окружающим
миром, преодолев собственное несовершенство. Так каратэ-дзюцу
превращалось в каратэ-до («путь пустой руки»). Это название и новая
концепция, провозглашавшая приоритет духовного начала (до) в практике
боевого искусства, были утверждены в 1936 году конференцией мастеров
окинавского каратэ.
До второй мировой войны образовались четыре крупнейших стиля японского
каратэ. Стиль, основанный Фунакоси, получил название сетокан и под этим
названием существует с 1936 года, хотя его формирование произошло
гораздо раньше. Сето – это литературный псевдоним Фунакоси, означающий
«сосны и волны», поэтому термин «сетокан» может переводиться как «дом
Сето» или как «дом сосны и волны». Эмблема стиля – красный круг (символ
солнца), охваченный белым полумесяцем, означает единство двух
противоположных начал мироздания – ян и инь, солнца и луны. Сетокан
формировался на основе сюри-тэ и является его адаптированным
наследником. Фактически демонстрировать сетокан Фунакоси начал с 1917
года. Его основополагающий принцип: атака в каратэ не имеет
преимущества, то есть каратэ не является оружием агрессии. Этот принцип
не только проповедует идею гуманности, но и содержит прямой практический
смысл: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для
защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом.
Второй принцип Фунакоси фактически вытекает из первого: в каратэ не
нападают первыми, в каратэ бьют первыми. Если противник решил напасть,
то нужно нанести удар первым; агрессия начинается раньше, но контратака
опережает атаку. Фунакоси Гитин умер в 1957 году, в год первого
чемпионата Японии по каратэ-до.
На базе техники стиля сетокан сформировался стиль вадо-рю. Его
основатель Оцука Хиронори с шестилетнего возраста изучал боевые
искусства по школе синто есин-рю дзю-дзюцу и достиг немалых успехов: в
1921 году, когда ему было 29 лет, Оцука был назначен преемником главы
школы. С 1922 года Оцука стал изучать каратэ у Фунакоси и к 1939 году
создал собственный стиль – вадо-рю, что означает «путь мира». Название
стиля не случайно, как не случаен и белый голубь мира и гармонии,
соседствующий на эмблеме стиля со сжатым кулаком: Оцука отказался от
бескомпромиссной жесткости стиля Фунакоси, идущей от традиций
окинавского каратэ, и уделил первоочередное внимание вопросам
духовности. Оцука считал, что истинное предназначение боевых искусств
состоит не в насилии, а в том, чтобы добиваться мира и гармонии.
Тренировки в вадо-рю, в первую очередь, посвящены развитию и
совершенствованию определенного состояния разума. Разум должен быть
живым и в экстремальной ситуации реагировать на окружающую
действительность без колебаний. Главным качествами каратэка должны быть
внутренняя уверенность и спокойствие характера, самоконтроль и уважение к
окружающим, истинная гуманность в отношениях с людьми. Оцука отказался
от усиленной подготовки ударных поверхностей рук и ног в процессе
тренировок, считая шлифовку технических приемов пустой тратой времени и
сил. Благодаря особому вниманию, уделяемому вопросам духовности, вадо-рю
считается самым японским по своему внутреннему содержанию из всех
стилей каратэ-до. В 1972 году в возрасте 80 лет, за десять лет до своей
кончины, Оцука получил звание ханси – высший титул, присваиваемый
государством в области воинских искусств.
Система годзю-рю была основана Мияги Тодзюном на базе одного из
направлений окинавского каратэ-наха-тэ. Мияги в течение тринадцати лет
обучался у основателя наха-тэ, одного из самых знаменитых мастеров
своего времени Хига (си) онны Канре. Окончательное оформление каратэ
годзю-рю произошло в 1927–1928 годах, когда Мияги стал преподавать
собственное направление каратэ в императорском университете в Киото. В
результате подвижнической деятельности Мияги каратэ было официально
признано одним из видов боевых искусств Японии и в 1933 году принято в
Бутокукай (ассоциацию воинских искусств Японии). Слово «годзю» в
буквальном переводе означает «твердое-мягкое», но в философском смысле
является символом сочетания двух противоположных начал, по типу
китайского «инь-ян». Таким образом, годзю-рю представляет собой
традиционную школу окинавского каратэ, техника которой состоит из
сочетания жестких и мягких, медленных и быстрых движений, совмещенных с
глубоким брюшным дыханием. Для годзю-рю характерны мягкие блоки,
сохраняющие силу бойца для последующей атаки, серии скоростных ударов и
большое количество уходов в сторону. В середине 30-х годов ХХ века
ученик и соратник Мияги – Ямагути Гогэн – адаптировал наставления и
методики учителя применительно к традициям японских воинских искусств. В
1935 году Ямагути ввел в практику обучения новую форму парной работы –
дзию-кумитэ, то есть свободный поединок, в котором ученики могли
продолжать отрабатывать технику. Впоследствии эта форма спарринга
послужила основой для формирования спортивного направления каратэ-до,
господствующего в мире после второй мировой войны.
В 1930 году окинавский мастер Мабуни Кэнва основал стиль сито-рю. В этом
названии использованы иероглифы, входящие в фамилии двух знаменитых
наставников, у которых занимался Мабуни, – Хига (си) онны по стилю
наха-тэ и Итосу Ясуцунэ по стилю сюри-тэ.
Сито-рю в основном жесткий стиль, хотя и не отказывается от мягкости,
присущей годзю-рю. В сито-рю большое внимание уделяется освоению оружия
(раздел кобу-дзюцу), в основном традиционного – бо, сай, тонфу, кама и
нунтяку.
В общем виде схему развития каратэ-до на Окинаве и в Японии до второй
мировой войны можно представить следующим образом: окинава-тэ VII–XVI
века + Цюаньшу (Китай) ТЭ (ТОТЭ) с 1629 года С+РИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-АН
КАРАТЭ с 1830-х гг.
КАРАТЭ с 1887–1889 гг.
КАРАТЭ-ДО с 1936 года Сюри-тэ Томари-тэ наха-тэ Окинава, конец XVIII
века Серин-рю Серэй-рю Окинава, конец XIX века Сетокан Годзю-рю Сито-рю
1917–1936 1927–1928 1930 Вадо-рю 1939 ЯПОНИЯ Особняком стоит развитие
школы уети-рю. Этот стиль был создан на Окинаве мастером Уети Канбуном в
начале ХХ века, но преподавать его начал в Японии с 1949 года сын
основателя школы Уети Канэй уже после смерти отца.
Подавляющее большинство современных стилей каратэ появилось после второй
мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, и на Гавайях, и в
некоторых других странах. К числу наиболее известных сегодня относятся
72 стиля. В основном – это спортивное каратэ-до, из арсенала которого
исключены наиболее эффективные и действенные, а потому опасные приемы.
Спортивное каратэ-до называют «бесконтактным», хотя некоторые системы
правил проведения поединков могут быть весьма жесткими. Но в любом
случае это сравнение навыков и мастерства участников при посредничестве
судей.
Существуют и стили контактного («боевого») каратэ, среди которых
выделяются кекусинкай и рэнбукай. Кекусинкай был основан корейцем
японского происхождения Оямой Масутацу в конце 40-х годов ХХ века на
основе смешения стилей сетокан и годзю-рю, а в основу стиля рэнбукай
(первоначально – рэнбукан) его основатели положили элементы сетокана,
вадо-рю и сито-рю.
У всех ныне существующих стилей каратэ-до есть одна общая черта. Каждый
из них ведет свою родословную от сформировавшихся в конце XIX–первой
трети ХХ века двух окинавских и четырех японских стилей или является
результатом их смешения.
В основу тренинга практически во всех стилях каратэ положено
триединство: кихон-ката-кумитэ. Кихон («основная техника») служит для
отработки связей разум-тело, когда вырабатывается устойчивый
двигательный навык, позволяющий выполнять любое действие автоматически,
рефлекторно, исключая участие сознания в движении.
Ката («формальные упражнения») необходимы для совершенствования
психологических характеристик личности и являются психическим
самоконтролем за реализацией достигнутого в кихоне. Кумитэ (спарринг)
помогает укрепить дух через реализацию техники, когда во взаимодействии с
противником осознаются важнейшие моменты, отточенные в ката.
Комментарии: