В психологической структуре деятельности выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.
Мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности,
которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок
мотивации образуют: потребности, мотивы и цели деятельности.
Потребность или ощущение человеком нужды в чем либо, всегда связано с
появлением определенного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь
удовлетворив эту нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так
называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее
удовлетворения.
Мотив — побуждение к определенной активности, к удовлетворению
потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения
потребности могут конкурировать Друг с другом, что находит отражение в
борьбе мотивов. Отечественный психолог Н.Б.Стамбулова разработала
классификацию мотивов спортивной деятельности, которая может быть
применима и к мотивам деятельности в рукопашном бою.
На протяжении времени роль конкретных мотивов в стимулировании
профессионально прикладной деятельности и активности может меняться, и
для каждого этапа могут быть свои доминирующие мотивы. Если мотивы
определяют выбор пути, направление движения, то цели — насколькодалеко
человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется
как образ предполагаемого результата деятельности того, к чему человек
хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Цели
являются итогом внутренней работы человека, в процессе которой он
пытается для себя разрешить противоречие между требованиями
деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными
возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и
требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора
активности, влияя на выбор средств достижения конкретного результата.
Таким образом, блок мотивации выполняет следующие функции: является
пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень
активности в процессе деятельности и регулирует содержание активности.
К средствам деятельности относят способы и условия.
В качестве способов деятельности в рукопашном бою рассматриваются
движения и действия (двигательные и умственные; технические и
тактические).
Условия деятельности разделяют на объективные и субъективные. К
объективным условиям можно отнести общие требования профессионально
прикладной деятельности, а также конкретные условия жизнедеятельности
(материально техническая база, квалификация наставников, технологии
обучения и т.д.).
К субъективным условиям относят природные задатки, уровень развития
психических процессов (ощущения, память, мышление, специализированные
восприятия и т.д.); доминирующие психические состояния, черты характера;
опыт рукопашника, воплощенный в знаниях, умениях и навыках.
Субъективные условия деятельности формируются в процессе подготовки.
Интегральной характеристикой блока средств является индивидуальный стиль
деятельности — относительно устойчивая система эффективных приемов и
способов деятельности, отвечающая индивидуально психологическим
особенностям рукопашника.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — общая способность, проявление
индивидуальных особенностей в реализации данной деятельности, можно
выделить следующие особенности ИСД:
1. Благодаря индивидуальным приемам, видам, реакциям люди, обладающие
разными особенностями внимания, восприятия, мышления, эмоционально
волевых реакций, в той же области деятельности достигают той же
эффективности.
2. Индивидуальный стиль деятельности формируется в течение жизни. Он
воспитывается в процессе деятельности, в условиях активного и
положительного отношения к данной деятельности.
3. Индивидуальный стиль деятельности зависит от свойств нервной системы и
темперамента, которые представляют собой необходимые предпосылки для
формирования стиля.Термин «стиль» употребляется и в научном, и в
обиходном языках достаточно часто и в разных смыслах:
— совокупность приемов, способов работы, индивидуальная манера;
— совокупность отличительных черт в творчестве данного человека (обычно применительно к художественным профессиям);
— течение, школа в искусстве, совокупность черт, отличающих творчество группы людей;
— характерная манера выполнения, например спортивных упражнений,
обусловленная принадлежностью к той или иной школе, а также
индивидуальными особенностями личности.
Итак, индивидуальный стиль деятельности — это обусловленная
темпераментом и характером устойчивая система способов, которая
складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной
деятельности; это индивидуально своеобразная система психологических
средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях
наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями
деятельности.
Четкое знание своего стиля способствует эффективной регуляции
психических состояний в процессе деятельности: когда нужно — снять
излишнее волнение или, наоборот, создать необходимый фон возбуждения.
Индивидуальный стиль деятельности складывается и развивается на
протяжении всего пути занятий рукопашным боем и отражает закономерность,
при которой рукопашник не только сам приспосабливается к
профессиональной деятельности, но и приспосабливает эту деятельность к
себе. В целом блок средств этой деятельности обеспечивает практическую
реализацию целей и планов рукопашника, превращая образы предполагаемых
результатов деятельности в ее реальные эффекты.
Комментарии: