История возникновения дзюдо как вида боевого единоборства


Родоначальником дзюдо считается Кано Дзигоро. Изучение Кано боевых единоборств началось с поступления его в Токийский университет в 1877 году, тогда же он начинается изучать дзю-дзюцу. С 1877 по 1879 года он был учеником мастера Фукуда Хатиноскэ вшколе Тэнсин-синъё-рю. С 1879 по 1881 года в той же школе он занимается уже с мастером Исо Масамото. В следующем году он переходит в другую школу Кито-рю к мастеру Икубо Цунэтоси. Такая частая смена учителей Кано объясняется тем, что все они были уже старыми и умирали один за другим. Кано ничего не оставалось, как переходить к другому мастеру, чтоб не остановиться в постижении искусства дзю-дзюцу. 

Как говорил об этом периоде ученичества впоследствии сам Кано: «Я учился у мастеров времени позднего феодализма, которые доживали свой срок в начале моего пути. Я очень ценю их уроки и наставления. Они передали мне поистине бесценный опыт своих многолетних трудов. Но эти наставления преподносились не отдельными практическими разъяснениями конкретной ситуации из всеобщего принципа, а порциями изобретений самих мастеров. В связи с этим я часто оказывался в затруднительной ситуации, когда находил различия в технике. Я не знал, чему следовать, что верно а что неверно. Это побудило меня взяться за изучения предмета более тщательно».

Затем Кано покупает на деньги отца все редкие трактаты по теории школ дзю-дзюцу Кито-рю, Сэйго-рю, Сэкигути-рю, которые ему удалось отыскать. Трактат Кито-рю оказал наибольшее влияние на формирование его теоретической основы. И уже в 1882 году у Кано появляется первый его ученик. Додзё Кано называлось Кодокан (Храм Постижения Пути), располагавшееся в Токио при храме Эйсё. Через несколько месяцев у Кано было уже шесть учеников, и тогда появляется седьмой знаменитый его ученик Сида Сиро ( в различной литературе можно встретить транскрипцию «Сайго Сиро», «Сугата Сансиро»).

Основополагающим принципом в учении Кано стало эффективное использование и физической и духовной энергии вместе для достижения поставленной цели. Однако различий между «дзю-дзюцу» и «дзюдо» было немного, особенно в технике. «Дзю-дзюцу я рассматриваю как постижение теории и практики эффективного использования духовной и физической силы, а дзюдо – как путь к её правильному использованию.», - говорил Кано Дзигоро.

У современных японских исследований, в частности у Обата Тосисиро, свой взгляд на дело Кано. Дело в том, что у довольно юного 22-летнего Кано ещё не было «мэнкё кайдэн» (степень знаний в той или иной области), поэтому чтоб открыть своё додзё, он заявил публично о создании совсем новой школы дзю-дзюцу, а не о продолжении принципов традиций старой школы дзю-дзюцу. 

Это мнение с одной стороны верно, с другой ошибочно. Можно предположить, что в начале Кано и не думал в масштабном ключе, он хотел открыть свою школу, но в дальнейшем он стал верен идее, ставшей одним из главнейших принципов дзюдо – принцип всеобщего благоденствия. 

«Самое эффективное использование силы происходит при направлении ее в русло общественной жизни в ходе постижения аспектов нападения и защиты, подобно гармонии тела и духа, для этого требуется гармония между всеми членами общества, а этого возможно достичь только взаимопомощью и уступками, которые приведут к благоденствию», - говорил Кано. Таким образом, главной целью Кано стало достижение морального и нравственного воспитания путем практики единоборства.

В то время эти нововведения Кано были встречены большинством дзю-дзюцу школ насторожено и даже враждебно. Кано обвинялся в некомпетентности, отсутствии опыта. Его прозвали книжным червем, который отбивает новых учеников у прославленных опытных мастеров.

И несмотря на ходившие вокруг додзё Кодокан слухи и недомолвки, заслуги Кано ценились и слава росла. Доказательством превосходства Кано перед последователями старых школ стало успешное выступление дзюдоистов перед мастерам дзю-дзюцу в серии поединков в 1889 – 1892 годах.

Следует отметить, что в тех поединках соответствии с турнирными правилам запрещалось проводить многие высокоэффективные приемы реального боя – удары руками и ногами в наиболее уязвимые места, использование болевых точек, запрещалось калечить противника – ломать пальцы, нос и т. п.

Спор о превосходстве сходился на одной проблеме, существующей и в наше время. Если запретить использовать смертельные или костоломные приемы, "уличные бойцы" почти всегда будут оказываться побежденными спортсменами, пример этого – грэйси дзю-дзюцу. Несмотря на это, представители Кодокана не обращали на это внимания. Они утверждали о превосходстве дзюдо перед старыми стилями дзю-дзюцу. Они говори: «Японцы, владеющими старыми и никчемными системами техник, должны будут забывать эти знания и начать изучение искусство заново по системе Кано. Ни один владеющий первым данном старой школы ученик ничего не сможет сделать против рядового ученика Кодокана». Также пропаганда дзюдо делала свое дело. Им стали заинтересовываться представители из других стран. И в 1895 году вышли книги, написанные на английском языке, по «джиу-джитсу мастера Кано».

В результате своей деятельности Кано стал общеизвестной личностью, достиг значительных высот в познании своего вида единоборства и основ воспитания молодежи. Его система физической и моральной подготовки использовалась и в японской школе, и в армии, и в полиции. Его не беспокоило большое количество ограничений, налагаемых на дзюдо, и делавших его более мягким. У него были другие проблемы.
 
С годами дзюдо превращался в спорт, хотя Кано изначально не стремился к этому. Жесткий вариант дзюдо сохраняли только в полиции и армии. А в 50-е года двадцатого столетия оно стало полностью спортивным единоборством. Главными факторами в достижении успеха в поединке дзюдоистов стало использование небольших хитростей и грубой силы. 

Помимо отца дзюдо Кано Дзигоро, и его знаменитого «гения дзюдо» ученика Сайго Сиро широкую известность в этом единоборстве обрели ещё два человека: Мифунэ Кюдзо – считавшийся непобедимым в принципе, носитель десятого дана (его последователь голландец Антон Гесинк стал первым чемпионом мира среди европейцев в 1961 году); и второй человек – Кавайси Микиносукэ, бывший тренер в Англии и Франции с 1933 года. Его прозвали отцом европейского дзюдо. Почти все его ученики-европейцы до 1947 года носили черный пояс.

Опубликовал: TIK_TAK в категорию Дзюдо - Дата добавления: 28.03.2024, 11:59

Теги:


Источник/Автор: Неизвестен
ССЫЛКИ

Комментарии:


Оставить комментарий

Имя *:
Email *:

Все смайлы | Регистрация

Популярные файлы

Друзья сайта

Всё для Counter-Strike 1.6

Теги

  
     

Вход на сайт

     
     

Информация:

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статистика