Средствами каратэ до являются кихон (базовая техника), ката
(отработка техники в передвижении без партнера), кумитэ (тренировка с
партнером, поединок), тамэсивари (разбивание твердых предметов),
ритуалы.
Кихон – фундаментальный метод освоения базовой техники. Это
средоточие первопринципов, первоначал каратэ. Вот почему в традиционных
школах каратэ фундамент закладывался несколько лет, а шлифовка базовой
техники продолжалась всю жизнь. В кихоне заложена последующая эволюция,
устремленная к единению «тела», «души», «духа». Единение тела начинается
с осознания и ощущения тандэна как «центра единения», правильной
позиции, обеспечивающей баланс, и собирания важнейших мышечных групп.
Ритмизация движения и дыхания способствует правильной координации в
исполнении техники, повышению ее эффективности. Попутно формируются
навыки управления энергией и концентрации, способность перехода в
измененные состояния сознания. Ключевые навыки и способности,
закладываемые при постоянной работе в кихоне, закрепляются и развиваются
в более сложных разделах подготовки.
Ката – это традиционные «формы», «произведения» воинского искусства,
символические «изваяния» его содержания. Это боевые танцы с «тенями»
нескольких противников. Ката – важнейший инструмент приобщения к
традиции и средство самопознания. Работа над ката должна занимать
половину времени тренировок.
Кумитэ в концепции каратэ имеет особое значение. Виды и формы кумитэ
многообразны. Бои, которые ведутся по спортивным правилам, позволяют
относительно безопасно усложнять задания, постепенно снимать ограничения
и подходить к опасной черте. Условий, в которых ведутся жесткие
контактные поединки на спортивных татами, вполне достаточно, чтобы боец
мог испытать реальность единоборства. В учебных кумитэ наращивается сила
и шлифуется мастерство. В состязательных же боях накапливается
бесценный опыт побед и поражений. Практика кумитэ – важнейший и наиболее
специфический метод единения воинского ремесла, искусства и Пути.
Сущностью техники каратэ является кимэ. Значение кимэ заключается во
взрывной атаке цели с применением соответствующего приема и максимальной
силы в кратчайшее время. В старые времена существовало и выражение
иккен хиссацу – «убить одним ударом». Кимэ может достигаться ударом ноги
или руки, а также блоком.
Неполный контакт с целью обозначается термином сун-домэ (один сун
составляет около 3-х см). Из-за того, что техника, не несущая в себе
кимэ, не является истинным каратэ, возникает вопрос: как найти
компромисс между кимэ и сун-домэ. Ответ таков: останавливать удар в
непосредственной близости от жизненно важной точки соперника. В этом
случае удар может проводиться в максимальную силу с полным контролем,
без контакта.
Методы (дзюцу) – это способы применения средств каратэ до с целью
специально запланированного педагогического или оздоровительного
воздействия на занимающихся.
Каратэ до присущ метод строго регламентированных движений и
организации деятельности занимающихся по традиционной или заранее
разработанной учителем программе обучения. Им же создаются и оптимальные
условия для успешного овладения новыми упражнениями путем планирования
их в соответствии с принципами дидактики; предусматривается
эмоциональный фон занятий; активизируется воля, мыслительная и
двигательная деятельность; формируется положительное отношение
занимающихся к овладению изучаемыми движениями и к занятию в целом.
В каратэ до применяются две группы методов: специфические
(характерные только для данного вида единоборств) и общепедагогические
(применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам каратэ до относятся:
1) методы строго регламентированных движений и приемов;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы;
2) методы наглядного воздействия.
Цели занятий каратэ:
а) оптимизация физического развития человека;
б)всестороннее совершенствование физических качеств и связанных с ними
способностей в единстве с воспитанием духовным и нравственных качеств,
характеризующих общественно активную личность;
в) подготовка каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Задачи изучения каратэ
I. По оптимизации физического развития человека:
а) оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
б) укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
в) совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
г) многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности;
д) постановка индивидуализирован-ных двигательных заданий,
предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных
параметров (пространственных, временных, силовых).
II. Образовательные задачи:
а) формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
б) приобретение базовых знаний теоретического и практического характера.
III. Общепедагогические задачи:
а) формирование личности человека;
б) развитие нравственно-волевых качеств;
в) развитие интеллекта и психомоторной функции;
г) формирование этических и эстетических качеств личности.
При решении в единстве эти задачи становятся гарантами всестороннего гармонического развития человека.
При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются
закономерности возрастного развития организма человека, а также
закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных
изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании
физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные)
зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает
благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные
качества.
Одно из самых главных условий изучения техники каратэ – регулярность
занятий. Иного пути овладеть тем или иным искусством боя не существует.
День за днем, месяц за месяцем, год за годом – тот же зал, те же люди,
те же упражнения. Бывают моменты, когда от рутины устаешь, хочется все
бросить. Такие минуты посещают всех без исключения. Но однообразие это
кажущееся, и жизнь без него всегда немыслима.
Комментарии: