Из книги Фунакоси Гитин «КАРАТЭ-ДО: МОЙ СПОСОБ ЖИЗНИ»
Письменных источников о ранней истории каратэ не существует, поэтому
мы не знаем, кто создал и развивал это искусство, где оно зародилось и
откуда началось его распространение. Сведения о ранней истории каратэ
могут быть получены лишь из древних легенд, передававшихся устно, но в
легендах, конечно же, есть доля вымысла и различные неточности.
В мои детские годы, совпавшие, как я уже упоминал ранее, с первыми
годами Мэйдзи, каратэ было запрещено правительством. Возможности
заниматься им открыто не было. Не существовало додзё каратэ и не было
профессиональных учителей этого искусства. У мастеров, знавших каратэ,
были немногочисленные ученики, которых они обучали тайно, но себе на
пропитание они зарабатывали занятиями, совершенно не связанными с
каратэ. Счастливчики, которым удалось стать учениками, занимались каратэ
только из любви к этому искусству. Например, вначале я был единственным
учеником мастера Адзато и одним из нескольких учеников мастера Итосу.
«Нелегальное положение» каратэ и отсутствие профессиональных учителей
привели к тому, что письменному описанию техники и других аспектов
каратэ уделялось очень мало внимания, о чём люди, подобные мне, которым
судьбой было предначертано развивать и распространять каратэ, в
последствии очень сожалели. Конечно, я не надеялся на восстановление
всех утраченных сведений, но постарался добросовестно собрать то, что
запомнил из рассказов моих учителей и легенд, которые существовали в то
время, когда я жил на Окинаве.
Увы, к большому сожалению, я уже не всегда могу полагаться на свою
память и прошу прощения за то, что неизбежно внесу свою долю ошибок. Тем
не менее, я постараюсь рассказать то немногое, что знаю о возникновении
и развитии каратэ на Окинаве.
Рассказывают, что сам Наполеон однажды в разговоре отметил, что где-то
на Дальнем Востоке есть очень маленькое королевство, в котором все люди
не имеют никакого оружия. Скорее всего, он говорил об островах Рюкю,
которые в наши дни являются частью префектуры Окинава.
Кажется очевидным, что каратэ должно было возникнуть, развиваться и
распространяться среди островитян именно по этой причине: закон запрещал
жителям островов ношение и применение любого оружия.
Следует заметить, что запрет на оружие на островах Рюкю устанавливался
дважды: первый раз около пяти веков назад, а второй – двести лет спустя.
До появления первого запрета остров Окинава разделялся на три
враждующих между собой королевства: Тюдзан, Нандзан и Хокудзан. Королю
Сё Хаси, правившему королевством Тюдзан, удалось силой объединить их.
После этого он издал указ, запрещавший всем жителям острова иметь и
носить оружие, в том числе даже старые заржавленные мечи. Он также
пригласил выдающихся учёных, и государственных мужей всех трёх
королевств в свою столицу – Сюри, чем заложил основы централизованного
правления династии Сё на островах Рюкю, которое выдержало испытания
временем и продолжалось около двухсот лет.
В 1609 году правящему в то время королю династии Сё Нэй пришлось
собрать войско для защиты островов от вторжения армии Симадзу, правителя
княжества Сацума, расположенного в южной части острова Кюсю (ныне эта
территория входит в состав префектуры Кагосима).
Воины клана Сацума по всей Японии славились своим боевым искусством и
внушали страх своим врагам. Неподготовленная армия короля Сё Нэй яростно
сражалась с профессиональной армией клана Сацума и даже одержала
несколько побед, но судьбу островов решила неожиданная высадка армии
Симадзу на Окинаве. Король Сё Нэй был захвачен в плен.
Симадзу вновь выпустил указ, запрещавший жителям островов иметь оружие,
и тогда многие рюкюсцы (в основном из сословия сидзоку) начали тайно
изучать искусство самозащиты без оружия.
Как всё это происходило в действительности, можно только предполагать,
но известно, что в течение нескольких столетий жители Окинавы вели
обширную торговлю с жителями южнокитайской провинции Фуцзянь. Можно
предположить, что именно там находится источник, из которого китайское
«кэмпо» было привезено на острова Рюкю. Кэмпо стало прародителем
современного каратэ.
Когда я впервые услышал о боевом искусстве, оно называлось «Окинаватэ»,
но я помню, что ещё ребёнком я часто слышал разговоры взрослых о каратэ
и Окинаватэ, как о разных понятиях. Тогда иероглиф «кара» в названии
каратэ означал «Китай» или «китайский». После этого я начал понимать под
«Окинаватэ» местную «окинавскую», а под каратэ – китайскую
разновидности боевого искусства и всегда очень тонко чувствовал
различие, если речь шла об этих двух видах боевого искусства.
В годы действия запрета на оружие из княжества Сацума на острова
приезжали проверяющие, которые должны были убедиться в самом строгом
исполнении запрета. Очевидно, что заниматься каратэ, которое в
результате тяжёлых тренировок давало человеку силу и умение убивать без
оружия, можно было только в глубокой тайне. Как я уже говорил ранее,
обучение каратэ проводилось тайно и в первые годы правления Нэйдэи.
Скорее всего, так было потому, что древний многовековой запрет всё ещё
сохранялся в памяти людей.
По моим личным наблюдениям, в народных танцах Окинавы используется
множество движений, характерных для каратэ, и причина этого, как я
думаю, в том, что наши предки, изучавшие каратэ в глубокой тайне,
вводили его технические элементы в танцы, чтобы можно было запутать и
обмануть представителей власти. Действительно, каждый, кто внимательно
понаблюдает за движениями исполнителей народных танцев Окинавы (а они
сейчас становятся всё более популярными в больших городах), заметит, что
они сильно отличаются от более грациозных танцев других японских
островов. Окинавские танцоры используют руки значительно энергичнее, а
их выход на танцевальную площадку и завершение танца напоминают начало и
конец исполнения всех ката каратэ.
Выражение «Каратэ начинается и кончается этикетом» заключает в себе
глубочайшую суть искусства каратэ-до. Что касается самой Окинавы, то её
жители в течение многих веков считали свою страну местом, где строго
соблюдаются все тонкости этикета.
Знаменитые «тории» установленные перед входом в королевский замок в
древней столице острова – Сюри, назывались «Сюрэй но Мон» – «Ворота
вежливости». После того, как к власти пришло правительство Мэйдзи, и
Окинава стала префектурой, Сюрэй но Мон и королевский замок, к которому
они относились, были объявлены национальным достоянием. Увы, тории Сюрэй
но Мон больше нет: они были полностью разрушены во время битвы за
Окинаву в конце Второй Мировой войны. По иронии судьбы, американская
военная база расположена как раз на том месте, где прежде стояли
знаменитые тории – прекрасный символ мира.
Комментарии: