Каратэ имеет тысячелетнюю историю, однако, в таком виде, в каком оно
получило популярность во всем мире, стало известно не более полувека
назад. Запутанные тропы тайных видов восточных единоборств так
переплетены, что историкам еще долго придется в них разбираться.
Родиной каратэ принято считать Китай и Японию, что исторически не совсем верно.
Судя по истории и легендам еще более двух тысяч лет назад в Индии
впервые возникла борьба, которую сегодня можно считать предтечей
современного каратэ. Индийский монах Бодхидхарма, бежавший от гонений в
Китай, обучал послушников монастыря Шао Линь методом физической
тренировки для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы.
Этот эффективный метод самосовершенствования помогал монахам в защите
от набегов вооруженных кочевников. Впоследствии приемы рукопашного боя
вышли за пределы стен Шао Линя и распространились по всей территории
древнего Китая и всего Востока. Выходцы из Шао Линя, оседая на новых
местах, организовывали свои школы, в которых совершенствовали боевое
искусство. Так сложилась целая система единоборств.
Буддийский монах Бодхидхарма развил то, что вначале попросту
называлось методом физического воспитания по системе «эккин ке» или «Шао
Линь ду кэмпо». Он преследовал цель дать своим ученикам средство
поддержания формы и здоровья с помощью упражнений, предназначенных для
компенсации отсутствия движения за время многочасовых медитаций. Позже
этот метод получил распространение уже как эффективное средство
противодействия монахов нападениям извне.
Как и любая борьба, каратэ развивалось и обогащалось за счет приемов, характерных для других видов борьбы.
Принято считать, что история каратэ берет свое начало с XIV века и
связана тесно с историей острова Окинава. Это самый крупный остров
архипелага Рюкю, расположенный на перекрестках торговых путей. Окинава в
переводе с японского – «веревка, извивающаяся в море».
Окинава имеет репутацию уникальной территории в составе Японии.
Страна в целом состоит из 47 префектур, но лишь в одной из них, на
субтропических островах Окинавы, не выпадает снег.
На рубеже XIV и XV веков на островах Окинавы возникло суверенное
государство, именуемое Королевством Рюкю и развивающееся в ином, нежели
основная территория Японии, направлении. В Королевстве сложилась особая
система правления с центром в замке Сюри. С тех пор на протяжении 500
лет Королевство поддерживало дипломатические и торговые отношения с
Китаем, Кореей, Японией, развиваясь как типичная морская держава
Восточной Азии. Правитель Королевства Рюкю был вассалом китайского
императора и, начиная с 605 года, окинавские общины платили дань
китайскому императору.
Немало беженцев из Японии, Китая и Кореи искали на островах Рюкю
спасения от политических преследований. В XII в., когда самурайские
дружины Тайра, разбитые в последнем сражении при Данноура (совр.
Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие
переправились на Окинаву и, таким образом, познакомили местных жителей с
передовым военным искусством. До 1372 года искусство Окинава тэ и
Кобудо развивается как классический вид окинавского единоборства.
Население Окинавы, этнически тяготеющее к японцам и говорящее на
диалекте Рюкю японского языка, в течение многих веков отстаивало
независимость своего маленького государства. В 1372 году происходит
событие оказавшее большое влияние не только на развитие Окинава тэ, но и
на всю историю Окинавы. Император Окинавы Сатто добровольно соглашается
стать вассалом Китая. Делегация Окинавы подписала в Пекине договор с
императором Ханг Ву Тай (династия Мин). В 1393 году происходит
переселение большой группы китайцев на Окинаву, получившее название
«санье року сэй» – «тридцать шесть семей». Китайская колония
обосновалась в Кумимуре, пригороде Нахи. Среди переселенцев были
художники, ремесленики, мореплаватели. Они обучали окинавцев китайской
письменности, искусству. Хотя китайская община держалась особняком,
именно из нее стали просачиваться в народ сведения о кэмпо. Переселенцы,
владеющие секретами китайского боевого искусства цюань фа и местные
знатоки то тэ (окинавское боевое искусство) стали перенимать опыт друг
друга. В результате этого возникло, со временем, староокинавское каратэ.
Безусловно, китайские боевые искусства сыграли свою роль в развитии
каратэ, но с XIV в. окинавское каратэ развивалось и своим путем,
создавая много новых, оригинальных форм, стилей, направлений. К
сожалению, письменные источники не донесли конкретных сведений о
становлении окинавского каратэ до XVIII в. Известно лишь, что оно
существовало. И называли Окинавцы свой способ безоружного боя «тэ», что
означало просто «рука».
С 1429 г. король Се Хаси объединил под своей эгидой три области
Окинавы, именовавшиеся Хоку Сан (северная гора), Нан Дзан (южная гора) и
Тю Дзан (срединная гора). Желая пресечь попытки мятежа и укрепить
централизованную власть, Хаси ввел запрет на ношение оружия для всех,
кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался совершенно
беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих
шаек, которых немало скрывалось в лесистых горах острова. Эти меры
заставили многих крестьян искать спасения в кэмпо, чтобы противостоять
врагам. Именно в этот период были созданы два стиля рукопашного боя.
Один – в среде дворянства, он назывался «тэ», другой развивался в среде
простого народа и назывался «рюкю кобудзюцу».
Начало XVII в. принесло народу Окинавы суровые испытания. После того
как королевство Рюкю отказалось поддерживать военные авантюры Тоетоми
Хидэси в Корее, Япония получила формальный предлог для вторжения на
архипелаг.
В 1609 году глава южно-японского клана Сацума Симадзу Иэхитса захватил
Окинаву, которая превратилась в протекторат японской империи. Население
острова было обложено тяжелейшим налогом.
В ответ на произвол оккупантов крестьяне стали убивать сборщиков
налогов и громить мелкие конвои самураев. Небольшая группа верных
императору людей открыто выступила против Сацума. Их схватили и
приговорили к смерти. На кострах установили несколько огромных котлов с
кипящей водой и бросили их туда живыми. Окинавцы, наблюдавшие за казнью,
позже создали символ – три закручивающихся капли в середине круга,
который напоминал им воронку, образовывающуюся в котле с кипятком в тот
момент, когда туда бросали человека. Символ «Хидари гомон» стал символом
борьбы жителей Окинавы против японских самураев, а впоследствии –
символом Окинава тэ.
Население Окинавы начало объединяться в разные союзы самообороны.
Центрами распространения кэмпо стали крупные города. Кэмпо на островах
Рюкю в ту пору называлось просто «Окинава тэ» или «то тэ» («волшебная
рука»). На Окинаве стили «тэ» различались соответственно по городам:
Наха тэ, Сюри тэ, Томари тэ. В течение всего XVII столетия школы «тэ»
действовали в глубоком подполье. Все ученики давали клятву на крови о
хранении тайны. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев
японским властям, предателя ждала смерть. Его вывозили на лодке далеко в
море и, слегка поранив, бросали в воду. Через несколько мгновений он
оказывался в пасти акулы.
Первые сведения о появлении каратэ, или то тэ, зарегистрированы в
конце XVIII – начале XIX столетия. Сёсин Нагаминэ в книге «Основы
Окинавского каратэ до» приводит точную дату – 1761 год. Именно тогда
китаец по имени Кусанку продемонстрировал восхищенным зрителям на
острове Окинава свое мастерство в китайском боксе. То тэ может означать
китайский бокс, хотя в течении нескольких столетий ему предшествовало
боевое искусство, известное просто как «Ти». Позже этот термин подвергся
японизации и стал звучать как «Тэ» означая «руки». Таким образом, можно
утверждать, что то тэ на Окинаве появилось благодаря окинавцам, которые
изучали китайский бокс в Китае, и китайцам, которые преподавали его на
Окинаве.
Годы упорных тренировок превращали руки и ноги жителей Окинавы в оружие разрушительной силы.
В течение XVII-XVIII веков стили «тэ» и «кобудо» слились с известными
на островах архипелага фрагментами китайских систем боя («то тэ») и
зародилось новое боевое искусство, известное под названиями «окинава тэ»
(окинавская рука) и «кара тэ» (китайская рука).
Итак, общую историю развития и становления окинавского боевого искусства можно представить следующими важными этапами:
I этап – возникновение и эволюционный характер развития местных форм
кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно
условно ограничить рамками с VII века н. э., с первых документальных
сведений о кулачном бое, существовавшем на острове Рюкю и упоминающемся в
японских хрониках «Нихон соку» («Душа Японии»), и до середины XVI в.,
когда Окинава наладила торговые отношения с соседними странами.
II этап – слияние техники окинавского рукопашного боя с системами
китайского КЭМПО и формирование к 1629 году системы ТЭ или ТО ТЭ. Этот
период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских
мастеров на Окинаве.
III этап – дальнейшее развитие и формирование трех ветвей ТОДЭ, которые
именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели
характерные особенности: СЮРИ ТЭ и НАХА ТЭ. Практикуемое в г. Томари ТЭ
считалось родственным СЮРИ ТЭ. Примечательно, что на Окинаве до сих пор
нет различия и разделения каратэ на стили. Их также подразделяют на СЮРИ
ТЭ, НАХА ТЭ, ТОМАРИ ТЭ.
IV этап – формирование к исходу XIX в. двух ведущих направлений
традиционного окинавского каратэ – СЁРИН РЮ и СЕРЕЙ РЮ на основе
СЁРИНДЗИ РЮ ГОКОКУ АН КАРАТЭ и смещение ветвей СЮРИ ТЭ, НАХА ТЭ и ТОМАРИ
ТЭ. В результате смещения стилей СЮРИ ТЭ и ТОМАРИ ТЭ появился стиль
СЁРИН РЮ, а СЕРЕЙ РЮ возник на основе НАХА ТЭ и ТОМАРИ ТЭ.
V этап – появление четырех крупнейших стилей каратэ СЁТОКАН, ГОДЗЮ РЮ, СИТО РЮ и ВАДО РЮ к концу 40-х годов.
VI этап – появление множества различных стилей каратэ на основе смещения СЕРИН РЮ, СЕРЕЙ РЮ и четырех японских.
Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практика
велись в значительном отрыве от философской базы, выдвигая на первый
план задачи сугубо прикладного характера. В силу исторических
обстоятельств каратэ на начальных этапах своего развития служило
средством выживания в жестокую эпоху средневековья и изучалось
исключительно как смертоносное единоборство.
Комментарии: